Экхарт Толле – Ощущение внутреннего тела из центра
Вы можете попробовать чувствовать ваши руки, пока вы сидите здесь. Вы беспокойны потому, что всё ваше внимание застоялось в голове, в разуме. И разум должен чувствовать или беспокойство, или тревогу, или абсолютную скуку сидя здесь. Так что если вы не можете выбраться из этого, то идите в тело. Можете, на самом деле, начать просто с чувствования внутреннего энергетического поля в ваших руках.
И тогда да, тогда есть живость, она присутствует здесь. Вы можете чувствовать, что есть руки, не внешне, но внутренне. Если вы закроете глаза и кто-то спросит вас: «Ваша левая рука всё ещё здесь?» На мгновение вам потребуется, можно сказать, внутренне поискать её. И затем вы почувствуете что-то, и вы скажете: «Да». Но вопрос в том, откуда/как вы знаете, что она всё ещё здесь? Потому что она ничего не касается, вы ей не двигаете. И конечно вы будете знать это, потому что вы можете это чувствовать: я могу чувствовать её энергию, и это то, откуда я могу знать, что моя левая рука всё ещё здесь. Не воспоминание о том, что она была здесь, когда я последний раз смотрел – тогда ваш ответ приходит из памяти: «Да, она всё ещё здесь, я видел её минуту назад».
И опять – эти вещи кажутся для разума незначительными, но они потрясающе значимы для того, чтобы начать обитать в теле, и это забирает вас из обитания исключительно в разуме. Если вы можете чувствовать вашу левую руку или вашу правую руку, то вы можете также чувствовать другие части вашего тела. Вам нужно просто начать откуда-нибудь – это становится точкой входа в тело. Я говорю в особенности тем (для всех Вас), но в особенности тем, кто /или/ скучает, когда находится вне своего разума… Ну, если бы вы скучали, не находясь в своём разуме, то с этим всё было бы в порядке. Но для тех, кто всё ещё скучает в своём уме, или чувствует беспокойство, тем самым упуская суть этой встречи. Попадите/войдите в своё тело. Войдите внутрь.
Почувствуйте ноги, стопы, руки, кисти. Если вы можете чувствовать одну руку, то вы можете чувствовать и другую руку, одновременно. Вы чувствуете их обе одновременно. Ощущение рук, ступней. Вы можете чувствовать обе ступни так же, как вы чувствуете руки. Поначалу слегка. Некоторые люди ощущают почти что покалывание. Некоторые люди чувствуют тепло.
И затем можете ли вы чувствовать торс вашего тела, живот? Иногда для того, чтобы почувствовать живот (живот очень полезен для того, чтобы пребывать в этом), можно сделать один глубокий цикл дыхания, два-три цикла глубокого дыхания и следуя за дыханием своим вниманием, ощущая свой живот, или брюшную полость. Чувствуя, как живот поднимается, в то время как вы вдыхаете внутрь живота. И на мгновение присутствует ощущение, что живот полон, и затем выдох.
Таким образом, глубокое дыхание вовнутрь, несколько циклов, дыхание животом, что значит, что вы следуете за вашим дыханием – это не только внешняя практика. Её суть в том, что вы своим вниманием следуете за дыханием и затем вы перемещаетесь внутрь живота. Таким образом, внимание оставляет голову и перемещается внутрь тела. Вы вдыхаете внутрь живота, и вы можете сказать, что здесь находится центр вашего тела. Вокруг этого тоже, но живот – это прекрасный центр.
И когда вы вдохнули несколько раз внутрь живота, вы можете на самом деле почувствовать энергетическое поле живота здесь. И вы отдыхаете здесь. И оттуда излучается энергия в остальное тело. «Хара», центр, как его называют японцы. Он здесь. И вы можете заметить, когда смотрите на изображения будд (не только на изображения китайского толстого будды, с большим животом, который смеётся всё время, потому что у него не осталось проблем, беззубый старец с огромным животом: что бы вы ни сказали, когда вы придёте к нему со своими проблемами – он будет смеяться над вами), но вы можете также заметить, что индийские будды и другие будды из южной Азии – большинство из них имеют очень лёгкое выпячивание в области живота. Живот немножечко выпячивается, только слегка. Они отдыхают здесь. Центр гравитации не в голове, как это в случае с современными людьми. С западными особенно, но весь мир стал западным.
Так что центр гравитации находится не в голове. Центр гравитации находится в центре вашего физически воспринимаемого тела. Но он идёт по ту сторону тела, за его пределы. Так что вы отдыхаете здесь, покоитесь. И таким образом, чувствовать это, чувствовать это поле живости – это прекрасно, это выводит, забирает вас из головы. Ваше внимание перемещается вниз, сюда. Объединитесь со всепроникающей разумностью, которая за пределами разума, которая обитает в вашем теле. Она только выражение единой разумности.
Этой разумности, что живёт в вашем теле как энергия жизни, что регулирует тысячи сложных функций. Сложных с точки зрения человеческого разума. Которая регулирует, координирует тысячи функций в теле одновременно. И всё ровно в своё время. Если что-нибудь одно станет немного неурегулированным – тело немедленно умрёт, вы разрушитесь: температура, сердцебиение, лёгкие, циркуляция. Неисчислимое количество вещей, на которые вы можете потратить ближайшие пять тысяч лет, анализируя их, изучая как работает человеческое тело. И вы всё равно не приблизитесь к концу всего этого. И это только внешнее тело.
Так что это работает разумность, которая безбрежна! Если вы можете чувствовать ваше тело – это точка входа в эту безбрежность. И чем глубже вы идёте (если вы делаете это сами, вы можете держать глаза закрытыми поначалу, так вы знакомитесь с жизнью в теле), и осознаёте, в то время как идёте глубже, что это всё на самом деле не о теле – это об ощущении этого безбрежной просторности, пространственности, которая [находится] здесь. Безграничная просторность. Так что вы входите в просторность через ваше тело. И затем всё оживает, как только ваше тело оживает, и тогда вы открываете ваши глаза и оглядываетесь без потери внутреннего ощущения тела. Тогда вы внезапно чувствуете, что всё более живое. Оно разделяет это, соучаствует в этом. Вы не заглушаете это больше ментальными абстракциями, концепциями, ярлыками. Оно всегда было живым. «Не могу это больше видеть, не могу это больше чувствовать, ощущать это больше».
Я рекомендую каждому из вас потратить сколько-нибудь времени и сходить на природу. И побыть, возможно, выбрав что-то вроде дерева, или цветка, или клочка земли. Или пейзаж. Озеро, может быть (у нас тут есть небольшое озеро). Что угодно. Или камень, с растущим на нём мхом (там есть тропинки). Прекрасный мох, растущий на древних камнях. И просто будьте там. Будьте с этим, и в то время как вы смотрите, ощущайте одновременно энергетическое поле внутреннего тела. С этим [ощущением] легче смотреть без вмешательства ума, иметь пространство спокойствия, в то время как вы смотрите. Так вы присутствуете внутри и снаружи. И вы смотрите оттуда.
Внутреннее тело становится корнем, тем, что укореняет вас в настоящем моменте. Закрепляет вас, помогает вам обосноваться в настоящем моменте. И выводит вас из ума. И если затем разум снова начинает работать… Всё что вы делаете, всё творческое, что вы делаете в вашей жизни – станьте спокойными, тихими сначала. До действия, до создания чего-либо – нужно чтобы было спокойствие, тишина, безмолвие. Ничто креативное не может прийти из накоплений разума. Разум может быть инструментом, чтобы придать чему-либо форму. Но вдохновение, креативный импульс приходит из более глубокого уровня. Он приходит из спокойствия, безмолвия, присутствия.
Так что идите в тело и ощущайте это. Там вам не больше нужно думать. И затем вы смотрите. И затем в определённый момент мысль приходит. Или креативное движение появляется. Это может быть танец. Что угодно. Это может быть слово, которое вы говорите. Слова, которые выходят из вашего рта. Но они пришли из покоя, безмолвия.
Так что войти в контакт с этим – это простой и красивый способ входа в сферу не-мышления. И тогда мысли могут прекрасно действовать, и они не будут создавать проблемы, как они обычно делают. Потому что большинство проблем вашей жизни созданы мыслью.
В жизни есть только вызовы. Единственное место, в котором может появиться вызов – это настоящее. Отдельно от вызовов, которые появляются в настоящем, нет никаких проблем, за исключением тех, что в голове. Сила встретить вызовы всегда здесь, в настоящем. Но вы не можете встретить проблемы лицом к лицу, так как они не реальны.
Всегда используйте в качестве критерия, чтобы определить, реальны ли ваши проблемы, вопрос (спрашивая себя): «Какая проблема у меня есть сейчас? Что я могу сделать с этим сейчас?» Ничего! Я лежу в кровати, сейчас 4 утра. Затем идите в тело. «Хорошо. Аах… Это так приятно, чувствовать себя живым… Я думал, что у меня проблемы». В 9 часов утра, когда вы входите в офис, вы открываете дверь, и там сидит этот человек, о котором вы думали всю ночь, кто создаёт вам проблемы, и его рот открывается, слова выходят из его рта. И вы вносите бдительное внимательное присутствие в это. Вы смотрите, и слушаете. И затем слова исходят из вашего рта. Они больше не будут реактивными. Они будут откликом, а не старой реакцией. И эти слова будут правдой. Они будут точно правильными для того момента. И они не отрепетированы. Или никаких слов не приходит. Вы можете посмотреть на него и уйти. Никто не может угадать!
Правильное действие. В буддизме это иногда называется правильным действием, правильной речью, правильным тем, правильным этим. Я забыл весь список, не могу запоминать такие вещи. Но эти вещи – они приходят из правильного присутствия. Вам нужно присутствовать, в противном случае вы не сможете произвести (или пытаться привнести) правильные слова, правильную речь, правильные действия. «Окей, я так пытаюсь говорить правильные вещи. Я так сильно стараюсь делать правильные вещи». Это не работает. Вы не можете пытаться делать всё правильно, потому что правильные вещи идут из определённого состояния сознания. Спонтанность, интуиция, осознание исходят из спокойствия, безмолвия, тишины.
Так что в этом сдвиге мышление теряет свою способность делать вас несчастными. Мысли какое-то время ещё возникают. Но они больше не настолько непреодолимы, вы больше не тотально в них. И тогда возникает пространство. Способность не думать возникает, когда не так много вещей, о которых надо думать. Тогда жизнь будет гораздо более радостной. Если вы не интерпретируете этот момент. И если вы живёте в сонастроенности с этим моментом большую часть времени, то вы будете становиться всё лучше и лучше в не интерпретировании этого момента, в позволении ему быть. Он есть. И из этого состояния возникает необходимое действие. Или не возникает. Не обязательно, что оно должно возникнуть.
Таким образом, революционный сдвиг, эволюционный и революционный сдвиг в людях, в человеческом сознании – это войти в это измерение, где принудительное мышление кончается. Компульсивное мышление заканчивается. Трансцендируйте мысль и осознайте, что вы более полно являетесь собой, и более разумны, когда вы не думаете. И когда после приходит мысль – она, должно быть, нужна: она будет более эффективной, более мощной, более творческой.
Так что вы здесь для того, чтобы иметь возможность научиться входить в эту область… Это измерение великой силы! Сфера чистой осознанности. И это не только слова, которые указывают на это. В то время как вы сидите – оно возникает, нарождается, потому что это измерение само по себе находится здесь, в этом энергетическом поле этой встречи. И это очень полезно, даже если ваш разум говорит: «Окей, я на самом деле не понимаю, о чём всё это». Конечно, он на самом деле не улавливает этого, разум не может постичь суть этого. Так что самое полезное в этом собрании – это энергетическое поле спокойствия, или присутствия, которое работает, приходя изнутри вас, но оно также и здесь – в этом [общем] поле. Это – суть. И это то, что мощнее всего работает, то, что трансформирует вас. Слова – это дополнительная помощь, дополнительные указатели. И ещё они для того, чтобы развлекать вас, пока вы сидите здесь, в энергетическом поле.
Так что практикуйтесь. И опять, «практика» - это неправильное слово, потому что оно подразумевает почти что некий вид усилия. Но это безусильно: чистое смотрение, чистое слушание. Осознавайте, что когда бы вы ни смотрели на что-либо в первый раз – в этом присутствует пространство до того как происходит мышление. Как только вы начинаете осознавать пространство, вы можете обнаружить, что оно расширяется.
Перевод выполнен группой «Йога присутствия Cинсин Тойцу До»: http://vk.com/skafundr_sinsintoitsu
Видео: http://vk.com/video-74930729_171442970
Видео, где Дэвид Шанер (8 дан Ки-Айкидо) рассказывает о практике ощущения своего центра: http://vk.com/video-74930729_171442919
Кристофер Куртис – Одна точка внизу живота: врата между относительным и абсолютным
Отрывок из книги «Letting Go»/ «Освобождение»
Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.
Одна точка – врата между относительным и абсолютным. Под «вратами» я подразумеваю своеобразную дверь или проход между относительным миром и изначальным сознанием. В относительном сознании мы считаем, что мы здесь, а всё остальное – где-то там, поэтому у нас есть определённое чувство отделённости от того, что происходит. Есть случаи, когда мы, находясь в этой относительной перспективе, или относительном состоянии сознания, чувствуем чуть большее объединение с кем-то. Возможно, мы влюблены в кого-то, или просто делим с кем-то сильные переживания, и тогда возникает ощущение приближения к границам отделённости. Мы переживаем ощущение близости, а иногда даже что-то похожее на единение. В такие моменты мы испытываем малую часть того, что сэнсэй Тохей называет единством. Конечно, эти моменты всегда проходят, потому что мы начинаем о них размышлять. Как только мы начинаем думать о том, как этот момент прекрасен, он сразу проходит, ведь мы размышляем о нём, а не переживаем его.
Одна точка, или врата, связана с определённым местом в теле. На самом деле физического места не существует. Мы говорим «одна точка внизу живота», и можем описать место, где ощущаем её в нашем теле. Но, конечно, если мы разрежем тело, то там не будет никакой одной точки. То есть физически её не существует.
Мы учимся в процессе нашей практики входить в одну точку, или, как мы говорим, сохранять одну точку. Конечно, забавно так говорить, потому что нет того, что можно сохранять. Если мы сможем войти в одну точку, то перед нами откроется целый новый мир, совершенно новое состояние, новое видение.
http://ki-aikido.spb.ru/
http://vk.com/skafundr_sinsintoitsu
http://vk.com/japanyoga
http://vk.com/eerkaf
http://vk.com/kiaikidodojo
*Японская йога, или йога объединённого сознания и тела – практика баланса и присутствия, часть практики Ки-Айкидо.